не родственник (zubkoff) wrote,
не родственник
zubkoff

Categories:

Код Константина Васильева (из романа "Корочун")



- Странная картина. Какая-то очень неприятная. И какие же у нее холодные и злые глаза! Триста лет русские художники писали русских женщин и всегда – от Левицкого до Пластова – старались передать ту специфическую, уникальную теплоту русской красоты, понимание и всепрощение. Но здесь… Глаза даже не злые – они нечеловеческие. И лицо светится каким-то мертвым светом.
- А это и не человек. Это наша старая знакомая – Мара, Богиня Смерти. И, кстати уж, это – вообще не картина. Это – свя’то.
- Ну, знаете ли… Картина, безусловно, красивая, хотя и неприятная на вид. Но утверждать, что это свято…
- Вы не поняли. Свя’то – это нечто вроде языческой иконы. Или, точнее, буддистской танки – иконы на ткани. Принцип действия такой же. Христианин, искренне молясь на икону, как бы входит в нее, входит в то «окно в горний мир», которого и добивались древнерусские богомазы своей уникальной «обратной перспективой». Танка (и, кстати, свято) устроена принципиально по-другому. Буддист, концентрируясь на танке, не уходит в нее, а вызывает в этот мир изображенное божество, втягивает его в себя. В некотором роде икона – это «дверь на выход», а танка или свято – дверь на вход. Язычник, уходящий в транс, глядя на свято, не уходит в навь, а, напротив – затягивает навь в явь, через себя, становясь проводником нави в яви. Ну или въяве – это уж как хотите.
- Одержимым?
- Пожалуй. С христианской точки зрения – именно так. Вот, кстати, почему христианская церковь в целом не поощряет реалистическую живопись, а ислам – так прямо запрещает. Вспомните, сколько людей помешалось на различных картинах. Вспомните историю репинского «Ивана Грозного» в Третьяковской галерее…
… - Картина «Жница» вообще странная во многих отношениях. Прежде всего, такой нетипичный холст – три к одному. Это напоминает именно буддистскую танку, которые рисовали на холстах именно таких пропорций. Затем, обратите внимание: за горизонтом всходит новая луна, а дело происходит днем. Солнце явно светит на правое плечо девушки, и солнце не на закате – иначе свет был бы розовым, а не белым. Любой астроном скажет вам, что полуденное солнце и восходящая луна на одном небе – это невозможно.
- Но, может быть, север, белые ночи…
- Там, где белые ночи, пшеница не растет. Только рожь или ячмень. А на картине именно пшеница. А еще в поле цветут васильки и на голове у девушки – тоже венок из васильков. Когда отцветают васильки?
- В конце июня.
- Это-то вы откуда знаете? Вы же не деревенская.
- От бабушки. Жила летом в деревне. Точно такие же веночки плела…
- Тогда вы должны помнить, что пшеницу начинают собирать в июле-августе, когда васильки отцветут. Так зачем же у девушки в руках серп? И, кстати уж – в какой руке она его держит?
- Черт! В левой…
- Правильно. В левой. А сразу ведь не скажешь, правда? Васильев был очень талантливый художник, он так искусно построил картину, что это не бросается в глаза. А ведь серп по определению приспособлен для действия не левой, а правой рукой. Попробуйте, как-нибудь для эксперимента что-нибудь срезать серпом с левой руки… Но у вас не выйдет. А вот у Мары – в самый раз. Именно левой рукой она обрезает серпом Покутные Нити – нити судеб человеческих. И вплетает себе в волосы. Цветок василек (он же блаватка, он же чартоль), по народным поверьям – душа самоубийцы, утопленника или вообще человека, умершего без покаяния. Так что эта милая девушка с венком из васильков и, допустим, индийская богиня Кали с ощеренной черной пастью, лиловым языком и венцом из человеческих черепов – на самом деле одно лицо. Точнее – одно из многих лиц Мары-Смерти…




А вот еще одна очень любопытная картина.



- «Человек с филином».
- Вряд ли это человек. Обратите внимание на его правую руку – ту, что без рукавицы. Она не просто старческая – она мертвая. И этот «человек» не дышит. Художник это показал достаточно ясно: пламя свечи, поднесенное к самому лицу, не колеблется от дыхания. Ну и глаза…
- Да. Закатившиеся глаза трупа.
- Живого трупа, заметьте. Живого...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments